29 февраля. Как коршун чайку убил.
Литовские режиссеры очень гордятся тем, что они являются частью Евросоюза, поэтому в своих постановках русский классики стремятся максимально поглумиться над ней и продемонстрировать, какие они прогрессивные и незашоренные. Латыши, кстати, (в лице своего яркого представителя Алвиса Херманиса) ведут себя по-другому и относятся к русской литературе нежно и трепетно.
Оскарас Коршуновас сделал в МХТ с "Чайкой" то же самое, что Туминас с "Евгением Онегиным" в Вахтанговском и Някрошюс - с "Борисом Годуновым": "приземлил" классику, добавив бытовые детали и не очень интеллектуальный юмор, который так нравится тетушкам, пришедшим в театр с подругами, собственным бутербродом в целлофановом пакете и сменной обувью. Ну и, конечно, Треплев снимал весь спектакль на ручную камеру и транслировал изображение на большой экран. Без этого сейчас никуда...
Когда мы вошли в зал, артисты уже вовсю бегали по сцене, напевая песни, пританцовывая и вступая в диалог с публикой. Нам, в частности, предложили поснимать данную прелюдию на телефон и выложить в сети с хештегом #чайкакоршун, что я и делаю. Несмотря на хорошую акустику зала, все артисты были с микрофонами, и это звучало ужасно, так как их тяжёлое дыхание, причмокивания и похрюкивания были слышны лучше, чем текст Чехова. Когда они разговаривали на повышенных тонах (а это было почти всегда), громкость была такая, что хотелось заткнуть уши берушами (привет от Бутусова!). Сразу возникла ностальгия по богомоловским "Трём сёстрам", где актёры (включая Дарью Мороз) говорят тихо и спокойно, а главное - быстро. Поэтому "Сестры" гуманно уложились в два часа, а Коршуновас разошёлся на четыре, высидеть которые очень трудно, если не происходит ничего фантастического.
Знаменитая сцена со "львами, орлами и куропатками" длилась минут двадцать в сопровождении оглушительной музыки, стробоскопа и дефиле Паулины Андреевой, исполняющей Нину Заречную, в блестящих шортах и ботфортах. Фёдору Бондарчуку, который находился в зале, это безусловно понравилось.
Также публике очень понравилась сцена объяснения Аркадиной-Мороз с её сыном, которая была больше похоже на инцест, и сцена разговора Тригорина-Верника с Машей в исполнении звезды второго "Бумера" Светланы Устиновой. Для демонстрации её брутальной силы и противопоставления безвольной тряпке Тригорину, режиссёр предложил актёрам заняться армрестлингом. Когда Устинова выпила стопарик водки, нюхнула табаку, сняла кожаную косуху, продемонстрировав мускулы, и начала медленно заваливать руку Верника, а из зала раздались крики "Света, давай!", я поняла, что коршун убил чайку окончательно и бесповоротно.
Комментарии
Отправить комментарий