28 января. Лысьва, Сосьва и Коляда

Все москвичи, интересующиеся театром, знают, что в январе к нам всегда приезжает Коляда-театр из Екатеринбурга. Также всем известно, что публика резко делится на два лагеря: те, кто его обожают, и те, кто считает его искусство "дешёвой самодеятельностью из провинциального дома культуры" (как отозвалась моя подруга после совместного похода на "Безымянную звезду"). Я её понимаю. Я тоже ушла в антракте с первого спектакля этого режиссера. Но я и с Бутусова сначала уходила, но не сдавалась и, наконец, увидела тот спектакль, который мне понравился (butusov).


Так и с Колядой. Ему лучше всего удаются макабр Шекспира и Пушкина ("Борис Годунов") или мистический Гоголь. А в "Безымянной звезде" какой макабр? Там романтический учитель, милые обитатели провинциального городка, гимназистки... Кроме того, там не играл Олег Ягодин, символ и талисман театра.

Мне, конечно, надо было начинать ее знакомство с творчеством данного коллектива с "Ричарда III" (richard3), где брутальные уральцы оторвались по полной. Например, специально для Ричарда-Ягодина привезли двух живых змей, Валеру и Геннадия, которые всё время между спектаклями проживали в театре (потому что в гостиницу их не пустили) и питались живыми мышами. Змей Ричард использовал по многим направлениям: пил их яд, разговаривал с ними, вешал себе на шею, как цепи, а также соблазнял с их помощью женщин. 

Про весь остальной антураж я даже не говорю: одежда кордебалета, найденная на помойках или купленная на рынках в Польше, поп-музыка, верёвки и пыточные инструменты на сцене, вообщем, всё то, что мы, поклонника данного театра, так любим.
Если бы Николай Коляда был менее талантливым и более циничным, он создал бы тоталитарную секту и извлекал денежные средства из доверчивых последователей. Но, слава Богу, он направил свою энергию на развитие театра, выбрал образ дервиша и денег ни у кого принципиально не берет. 

На прошлой неделе появилась его заметка в фейсбуке: "нет средств на выплату суточных артистам в Москве, покупайте, пожалуйста, сувениры в фойе перед спектаклем". Кто-то предложил Коляде просто перевести денег на его счёт, но он отказался и ещё раз попросил покупать сувениры. Мы с подругой скупили все диски с записями спектаклей и гнутые граненые стаканы. Все остальные зрители также положительно отреагировали на призыв и обменивали свои денежные средства на открывалки, водочные стопки, футболки и другие предметы религиозного культа Коляды. Мне это неуловимо напоминало церковные лавки при монастырях в Верхотурье или на Соловках, где бедно одетые женщины в платках скупают на последние копейки свечки, иконки и крестики.

Кстати, закономерно, что религиозное движение Коляды зародилось именно на Урале, где Европа плавно перетекает в Азию, а потомки вогулов и чуди белоглазой спускаются за медью и калием в мрачные шахты и плавят сталь в дымных металлургических цехах Лысьвы и Сосьвы.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальная чайка

Киностудия Диденко

Бал Сатаны