7 января. Уезжать или остаться

Косолапову, который был прав

Последние пятьдесят лет вопрос "уезжать или остаться", к сожалению, не теряет своей актуальности для жителей России. И дело не только в режиме. Режимы меняются, а погода - нет. И, похоже, она становится все хуже и хуже. Поэтому остаётся только ходить на выставки и в театры, где сухо, тепло и работает буфет. И где публика более интеллигентная, чем на собянинском фестивале "Путешествие в Рождество". 


Художник Александр Косолапов, известный своими скульптурами Ленина с головой Микки-Мауса, уехал из Союза в Америку в 1975 году и до сих пор прекрасно чувствует себя в Гринвич-Виллидж: продолжает создавать объекты соц-арта (sotsart), несмотря на то, что социализма давно нет, и только что организовал большую выставку в Москве, которую мы и посетили 2 января.

А вчера мы были на премьере по произведению другого эмигранта - на "Заповеднике" Довлатова в Студии театрального искусства Женовача. Честно говоря, надеялись посмеяться от души, потому что две предыдущие версии "Заповедника", которые я видела ("Wonderland-80" Богомолова в Табакерке и моноспектакль Александра Филиппенко "Демарш энтузиастов" в Политеатре), были гомерически смешными. Кстати, их посмотреть уже не получится: Wonderland почему-то больше не идёт, и Политеатр давно закрыли.

Картинки по запросу студия театрального искусства заповедникА у Женовача не получилось посмеяться: спектакль у него длинный, печально-философский, и там постоянно читают стихи Пушкина, причём не отрывками, а целиком, как на поэтическом вечере в школе. Я почем-то вспомнила блоковский вечер, который мы организовали в девятом классе. Все мои одноклассницы одели длинные юбки и мамины павловопосадские шали и читали стихи Блока. Одна из них даже выучила поэму "Двенадцать" полностью. Я читала декадентское "я послал тебе чёрную розу в бокале...". Для этого мне пришлось принести из дома потёртую бархатную скатерть и хрустальный бокал, в который мы налили "Советское шампанское". Оно изображало "золотое, как небо, аи". Вот это был реальный "Wonderland"...

Похожее изображение
Помимо декламирования стихов главный герой Борис в исполнении пожилого (глубоко за 60) артиста постоянно сидел на деревянных мостках над рекой, болтал босыми ногами, пил водку из горла и грустно рассказывал историю своей жизни и про то, как он переживал отъезд жены за рубеж. Видимо, это такой режиссёрский ход - герой в старости вспоминает события давно минувших дней (ведь Довлатову, как и его альтер-эго Борису, было слегка за тридцать, когда они работали экскурсоводами в Пушкинском заповеднике). Но Довлатов, к сожалению, не дожил до такого преклонного возраста, умерев в 48 лет. В отличие от Александра Косолапова, который жив и здоров, очевидно, тоже тоскует по Родине, но не даёт этой тоске полностью разрушить себя. В последнего годы он слегка скорректировал тематику своих работ, перейдя от Ленина и Сталина (которые уже не очень актуальны) к вечным религиозным и финансовым ценностям. И правильно сделал. Это хорошо продаётся. 

Если уж эмигрировать на Запад, то для того, чтобы быть там успешным, богатым и благополучным. Пить водку и пребывать в депрессии можно и дома в России. В общем, как правильно отметил Косолапов в своей относительно свежей композиции 2010 года: "Иисус накапливает, Моисей инвестирует". Всех с Рождеством!




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальная чайка

Киностудия Диденко

Бал Сатаны