20 сентября. Прогресс Тома "Грабли"

На этой неделе в Стасике прошли премьерные показы оперы Стравинского "Похождения повесы", и всё оказалось так круто, что мы даже не ожидали.


Во-первых, это совместная постановка фестиваля Экс-ан-Прованс и Национальной оперы Нидерландов, что означает высокий интеллектуальный уровень и разгул diversity и мультикультуральности.

Во-вторых, режиссёром и драматургом являются два брата-британца, Джерард и Саймон Макбёрни, последний из которых хорошо известен московским театралам по прошлогоднему моноспектаклю "Встреча" (Encounter) в рамках зарубежной программы "Золотой Маски".

В-третьих, это единственная полномасштабная опера Стравинского, к тому же построенная по стандартам опер 18 века - с речитативами под клавесин, дуэтами и инструментальными интерлюдиями. 

В-четвёртых, вместо декораций британцы сделали белый ящик с бумажными стенами и потолком, на которые проецировались мультимедийные картины, а артисты и различные артефакты попадали на сцену, разрывая эту бумагу. 

И, наконец, либретто, который написали в 20 веке два британских поэта по мотивам картин и гравюр 18 века, посвящённых нездоровому образу жизни отдельных мужчин. На либретто и на героях остановлюсь поподробнее, потому что содержание оперы произвело на меня неизгладимое впечатление.  

Главных действующих лиц зовут Том Рейквелл (в переводе с английского "Хорошие грабли"), Ник Шэдоу (Коля "Тень") и Энн Трулав (Аня "Реальная Любовь"). Да и сама опера называется не "Похождения повесы", а "The Rake's progresss" (то есть, "Прогресс Грабель"). Коля "Тень", практически как Мефистофель, соблазняет Тома всякими нехорошими вещами, в результате чего тот, бросив Аню, переезжает в Лондон, снимает квартиру в Сити и погружается в буйные вечеринки. После того, как ему надоедают как женщины, так и мужчины, Том (опять же по совету Коли "Тень") женится  на трансвестите по имени Турок-Баба, причем свадьба неуловимо напоминает недавнюю свадьбу Собчак, только вместо катафалка молодые уезжают на белом лимузине.


Заканчивается всё депрессивной, но очень красивой готической сценой на кладбище с участием зомби, тянущих руки из могил, тремя картами (правда, в отличие от Пушкина, здесь фигурируют не тройка, семёрка и туз, а дама червей, двойка пик и снова дама червей) и сумасшедшим домом. Вот такой прогресс... 





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальная чайка

Киностудия Диденко

Бал Сатаны