26  декабря. Марксизм и праведная корова.


На спектакль LOVE MACHINES в Электротеатре я пошла по трём причинам. Во-первых, в анонсе было сказано, что это "легенда о прекрасной девушке, двух биороботах, современном искусстве и праведной корове". Звучит заманчиво. Во-вторых, сценарий спектакля написала Кети Чухров, доктор философских наук и сторонница левых взглядов в политике и эстетике, то есть, практически марксистка. А я и сама марксистка, особенно когда иду по ЦУМу и вижу там женщин в соболиных шубах с короткими рукавами. Кроме того, у меня серьезная теоретическая подготовка, так как мы прошли не только углубленный курс политикоэкономии в университете у профессора Цаголова, но и спецсеминар по "Капиталу" (две пары в неделю). Ну а в третьих, спектакль мне очень порекомендовала арт-директор Центра Мейерхольда, чьему мнению я доверяю.


Перед спектаклем я почитала интервью автора сценария в журнале "Театр". Как оказалось, действительно марксистка. Кети считает, что всё современное западное искусство является левым, потому что оно занимается критикой капиталистического общества.

Особенно мне понравился пассаж про "постопераизм" — разновидность марксизма, рассматривающего современные ситуации нематериального труда, в которых капитал перешел к новым формам подчинения. "Освобождать 
следует уже не труд, а «всеобщий интеллект», который включает в себя знания, воображение, этические склонности и умственные способности трудящихся".

На человеческий язык этот постулат перевели герои спектакля про биороботов. Один из персонажей на семинаре для левой молодёжи высказал следующую мысль: почему работодатель оплачивает ему только рабочие часы, которые он проводит в редакции журнала? Ведь он в свободное время постоянно думает о современном искусстве и хотел бы, чтобы эти часы (проведённые в размышлениях) ему также оплачивались, как отработанные.

Слава Богу, что наши рядовые сотрудники не ходят на альтернативные спектакли, а то наслушаются таких революционных идей и станут все поголовно постопераистами.


Несмотря на марксизм автора, содержание спектакля вполне бытовое: девушка Лида из Смоленской области приезжает в Москву и устраивается работать в модный глянцевый журнал. За ней в Москву отправляется корова Зорька, которая очень любит свою хозяйку. Зорьку играет режиссёр спектакля Мария Чиркова. Поскольку Мария по образованию певица и закончила Гнесинку, корова время от времени поёт грустные песни.
Лида между тем жизнью в Москве недовольна и находится в депрессии, так как её бросил парень, из-за которого она сделала аборт. Парень работает фотографом в том же самом глянцевом журнале и создает на сцене инсталляции из двух икеевских стульев и игрушечной машинки. Время от времени он ходит на заседания марксистского кружка и там также выступает за то, чтобы ему оплачивали время, когда он думает над очередной инсталляцией.

Параллельно в Москве появляются два биоробота, девушка Полина и юноша Пако, которые всячески издеваются над людьми, искушают их деньгами и славой, а также соблазняют на секс, но в самый последний момент вместо секса просто унижают партнёра и скрываются.

Сцены встреч роботов с людьми являются самыми смешными и представляют собой стопроцентный постдраматической театр, потому что в них актёры либо полностью раздеваются, либо матерятся, либо и то, и другое.

А вот сцены с коровой очень грустные, потому что, на самом деле, она, конечно же, олицетворяет маму, которая осталась в далекой провинции, пока её ребёнок уехал покорять столицы. В итоге Зорька находит Лиду, но девушка вместо того, чтобы обрадоваться, прогоняет её и бьет доской по голове. И действительно, где селить маму в съёмной однушке? Я надеялась, что корова выздоровеет и вернётся в Смоленскую область, но, судя по тому, что её тело обвели мелом, она не выздоровела.

А заканчивается спектакль тем, что Лида знакомится с биороботом Пако, он в неё влюбляется и превращаться в человека. Вроде бы хороший конец, но лучше бы они оживили корову. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальная чайка

Киностудия Диденко

Бал Сатаны