4 мая. Российско-римская комедия
Начитавшись последнего номера журнала "Театр" с терминами типа "делегированный перформанс", "вербатим", "партисипаторное искусство" или "мимесис", мне захотелось посмотреть что-то попроще и, желательно, не партисипаторное (то есть, когда можно спокойно посидеть, подремать, подумать о жизни, когда артисты не бегают по рядам и не бросают в зрителей тяжелыми предметами). Кстати, самым партисипаторным зрелищем в моей жизни была "Старуха" по Хармсу в интерпретации Латвийского национального театра, когда в самом конце спектакля выключился свет, и окровавленный артист, играющий убитую старуху, полез через зрителей вверх по рядам, а эти самые зрители с криками начали выбегать из зала.
Так что в стремлении к покою я оказалась на пьесе "Римская комедия" Леонида Зорина в театре Моссовета (rimskaya_komedia). С учетом того, что драматург и режиссер-постановщик Павел Хомский ровесники, и им только что исполнилось по 90 лет, спектакль точно должен был получиться очень классическим.
Пьеса была написана ровно 50 лет назад в 1965 году. Действие происходит в I веке нашей эры, во времена правления императора Домициана, который приказал называть себя «господином и богом» и преследовал
свободолюбивых поэтов, в том числе - главного героя "Римской комедии" Диона.
В отличие от сегодняшних постановщиков, которые переносят действие исторических пьес и опер в наше время для того, чтобы сделать их более актуальными и злободневными, драматург Зорин (он же Зальцман) мудро решил, что критиковать существующий строй лучше через реплики героев далёкого прошлого.
Сразу же после премьеры пьесы реальность стала повторять сюжетные линии. Судебный процесс против писателей Синявского и Даниэля в феврале 1966 года очень напомнил цензорам преследование императором философов-стоиков, а реплики поэтов Диона и Сервилия о "временном нашествии варваров до стабилизации положения" вызывали бурную реакцию зала в 1968 году после ввода советских танков в Прагу.
Сейчас, конечно, не тридцать седьмой год, но параллели тоже возникают. Например, с Владимиром Ашурковым (соратником Алексея Навального) или экс-ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым, которым, как и Диону, пришлось сбежать от преследований властей из третьего Рима в далекие колонии Британию и Галлию.
Ну а тем, кто устал от политики, спектакль обязательно понравится богатыми костюмами, красивыми декорациями и прекрасной игрой актёров старой гвардии (четыре народных и три заслуженных - это вам не шутка!).
Начитавшись последнего номера журнала "Театр" с терминами типа "делегированный перформанс", "вербатим", "партисипаторное искусство" или "мимесис", мне захотелось посмотреть что-то попроще и, желательно, не партисипаторное (то есть, когда можно спокойно посидеть, подремать, подумать о жизни, когда артисты не бегают по рядам и не бросают в зрителей тяжелыми предметами). Кстати, самым партисипаторным зрелищем в моей жизни была "Старуха" по Хармсу в интерпретации Латвийского национального театра, когда в самом конце спектакля выключился свет, и окровавленный артист, играющий убитую старуху, полез через зрителей вверх по рядам, а эти самые зрители с криками начали выбегать из зала.
Так что в стремлении к покою я оказалась на пьесе "Римская комедия" Леонида Зорина в театре Моссовета (rimskaya_komedia). С учетом того, что драматург и режиссер-постановщик Павел Хомский ровесники, и им только что исполнилось по 90 лет, спектакль точно должен был получиться очень классическим.
Пьеса была написана ровно 50 лет назад в 1965 году. Действие происходит в I веке нашей эры, во времена правления императора Домициана, который приказал называть себя «господином и богом» и преследовал
свободолюбивых поэтов, в том числе - главного героя "Римской комедии" Диона.
В отличие от сегодняшних постановщиков, которые переносят действие исторических пьес и опер в наше время для того, чтобы сделать их более актуальными и злободневными, драматург Зорин (он же Зальцман) мудро решил, что критиковать существующий строй лучше через реплики героев далёкого прошлого.
Сразу же после премьеры пьесы реальность стала повторять сюжетные линии. Судебный процесс против писателей Синявского и Даниэля в феврале 1966 года очень напомнил цензорам преследование императором философов-стоиков, а реплики поэтов Диона и Сервилия о "временном нашествии варваров до стабилизации положения" вызывали бурную реакцию зала в 1968 году после ввода советских танков в Прагу.
Сейчас, конечно, не тридцать седьмой год, но параллели тоже возникают. Например, с Владимиром Ашурковым (соратником Алексея Навального) или экс-ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым, которым, как и Диону, пришлось сбежать от преследований властей из третьего Рима в далекие колонии Британию и Галлию.
Ну а тем, кто устал от политики, спектакль обязательно понравится богатыми костюмами, красивыми декорациями и прекрасной игрой актёров старой гвардии (четыре народных и три заслуженных - это вам не шутка!).
Комментарии
Отправить комментарий