16 июня. Десять заповедей на Сретенке

Долгое время я считала документальный театр скучным. Поскольку до последнего времени театральная сцена оставалась одним из немногих островков свободы (после ликвидации альтернативных точек зрения на телевидении и в печати) тематика Театра.doc и его единомышленников была вполне понятной: "Берлуспутин", гастарбайтеры, бомжи, ЛГБТ сообщество, коррупция, вообщем, вся несправедливость мира, от которой хотя бы в театре хочется отдохнуть. Кроме того, сами театральные площадки, где ставят documentary, не очень комфортные, поэтому мне как-то неудобно приглашать туда гламурных друзей.

В первый и единственный раз, когда мы пошли со знакомой в Театр.doc (еще в старом подвале на Трехпрудном), я просто вся измучилась: шубы без номерка повесили на какой-то крючок при входе, сидеть пришлось на истрёпанном стуле со сломанной спинкой, а конструкция зрительного зала была такой, что при возгорании точно никто не спасется. Буфета, конечно, не было. И как в такой обстановке проникаться проблемами
современного общества?



И вот, наконец, я нашла документальный спектакль, смотреть который интересно и комфортно: "Декалог на Сретенке", идущий на малой сцене театра Маяковского (dekalog). История появления этого спектакля такая же захватывающая и многослойная, как и сама постановка. Сначала автор пьесы Саша Денисова собиралась сделать вербатим на тему десяти заповедей, и поэтому отправила актеров Маяковки интервьюировать случайных людей на улице, задавая им один и тот же вопрос: "Как я совершил нехороший поступок?".



Поскольку малая сцена театра находится на Сретенке, так или иначе все герои интервью как-то к ней (улице) относились. Мало того, в ходе поисков интересных историй артисты встретились с 85-летней москвичкой, которая прожила на Сретенке всю жизнь. Послушав ее рассказы, режиссёр Никита Кобелев решил, что эта женщина должна стать главной героиней пьесы, а ее монологи-воспоминания - лейтмотивом, связывающим все сюжеты.



Сюжеты появились вокруг вербатимов, и драматург Саша Денисова постаралась сделать так, чтобы практически невозможно было понять, где кончается скрипт интервью с реальным человеком и начинается вымышленная история.

Историй, соответственно, десять, и они очень разные. Понятно, что трудно было бы избежать темы Лубянки (раз она совсем рядом), поэтому две истории по неё ("Внуки и деды в Колобовском" и "Допрос на Лубянке"). Также вряд ли можно было бы обойтись без Сретенского монастыря и его знаменитого наместника Архимандрита Тихона (история "Безбожники и Меланья в Сретенском монастыре", в которой вспоминается и то, что в тридцатые годы напротив монастыря располагалось Общество воинствующих безбожников во главе с Демьяном Бедным). 



Но мне больше всего понравились истории "Медея в обеденный перерыв на Сухаревке" и "Чехов и падшие женщины в Последнем". Во многом благодаря тому, что в них прекрасно играет очень талантливая Зоя Кайдановская, дочь Александра Кайдановского и Евгении Симоновой.



Самая же гениальная идея спектакля заключается в том, что каждая история играется в разных помещениях театра, а зрители передвигаются от одной площадки к другой, и каждая площадка такая маленькая, что актёры находятся в нескольких сантиметрах от нас. Поэтому хорошо видно, что когда актриса в сцене допроса на Лубянке плачет, эти слёзы настоящие.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальная чайка

Киностудия Диденко

Бал Сатаны