22 июня. Весёлый постдраматический театр

Малоподготовленные зрители при упоминании термина "постдраматический театр" представляют себе что-то мрачное, без декораций, костюмов и сюжета. Но мы-то (продвинутые пользователи) уже знаем, что всё не так страшно: просто в театре "после драмы" музыка, свет, движение и прочие спецэффекты имеют не меньшее, а иногда и большее значение, чем текст.


Поэтому мы с оптимизмом шли на премьеру "Сказок Пушкина" в театре Наций, поставленных великим авангардистом Робертом Уилсоном (пушкин). Другие зрители тоже шли с оптимизмом (а некоторые даже с детьми), надеясь, что американский экстремал не посмеет поднять руку на святое. Но он посмел. 

Спектакль начался с того, что сидящий на ветке дерева Евгений Миронов (с бутылкой в руках и в гриме a la Poushkine) стал рассказывать сказки, а под зажигательную музыку на сцене стали появляться сказочные герои. Некоторых опознать было очень просто (в частности, ученого кота со светящимися лапами, золотого петушка, лошадку, царевну-лебедь, попа и чертей, которые бегали вдоль задника сцены с лампочками на конце хвоста). Остальные персонажи были похожи то ли на готов, то ли на солистов панк-группы "Гражданская оборона", и идентификации не поддавались.

Первой шла "Сказка о рыбаке и рыбке". В принципе, она была решена в достаточно классическом варианте, старик три раза уходил на переговоры с рыбкой, рыбка была с хвостом, а старуха - толстая и противная. После этой сказки никто из зрителей ещё не уходил. 

Второй шла "Сказка о царе Салтане". Тут и выяснилось, что готами были три девицы под окном, Салтан и Гвидон. Пушкинский текст они исполняли в форме рок-баллад в стиле группы "Ария". Единственным не-готом в этой компании была белка (которая "орешки всё грызёт"). Она была одета и пела песни в стиле диско. Мне понравилось. Но это, видимо, потому, что моя молодость пришлась на восьмидесятые. Те, у кого она пришлась на другие годы, начали потихоньку убегать после Салтана. Это было стратегической ошибкой, потому что только дальше начался реальный авангард. 



Следующей шла не самая раскрученная "Сказка о медведихе", в которой медведиху изображала очень элегантная дама в черном платье и в шляпке с ушками, а актёры, играющие трех медвежат и медведя, были в шикарных меховых костюмах. Эта сказка была решена в жанре пантомимы: текст "за кадром" читал Миронов.

Моей любимой стала "Сказка о Попе и работнике его Балде". Во-первых, особое спасибо Уилсону за то, что не побоялся затронуть тему взаимоотношений общества и религии (видимо, просто не знал, что у нас сейчас с критикой служителей культа очень строго). Во-вторых, там были просто очаровательные черти с элегантными маленькими крылышками, как у летучих мышей, тоненькими голосами и в облаке из мыльных пузырей, которые возникали прямо из преисподней. После сбора оброка с чертей Балда уезжал к Попу на лошадке, изображаемой двумя артистами.

Завершился спектакль "Сказкой о золотом петушке", в которой не было ничего особо экстремального, кроме Дарьи Мороз, исполнявшей роль царя Дадона. Сам золотой петушок также был прекрасен.

В общем, надо сказать, что у Уилсона человеческие персонажи все достаточно странные и неприятные, а вот 
животные и черти удаются намного лучше. Видимо, потому что с ними ему общаться приятнее, чем с людьми.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальная чайка

Киностудия Диденко

Бал Сатаны