3 октября. Скандинавский нуар
В Гоголь-центре прошла премьера спектакля "Демоны" на тему, не очень типичную для данного театра: бытовые отношения в семье. Однако пьесу выбрали такую, что мало не покажется. Написал ее шведский драматург Ларс Нурен в стилистике театра абсурда и одновременно Theatre of Cruelty, то есть жестокости.

Придумали спектакль три латыша (режиссёр Элмар Сеньков, художник-постановщик Эдгар Клавиньш и композитор Екаб Ниманис), которые хорошо понимают скандинавскую тоску и умеют создать на сцене европейскую атмосферу с помощью черной мебели, черной одежды и заунывных техногенных звуков.
Уже после просмотра спектакля я прочитала в рецензии на пьесу "Демоны", что "абсурд Нурена детабуирует и окатывает брызгами крови, открывая зловещие, демонические дали и погружая в атмосферу разврата и ужаса, что может неприятно шокировать не избалованную «крюотическим театром» российскую аудиторию. Для восприятия таких произведений нужна, конечно, определенная подготовка, тогда они произведут должный эффект, и не столько эстетический, сколько психотерапевтический, выпустив на волю подавленные страхи и беспокойства подсознания".
Наша подготовка заключалась в двух бокалах просекко за ужином до спектакля и в бокале вина в перерыве. Не знаю, как насчёт выпускания на волю подавленных страхов, но вот замуж выходить после таких спектаклей не очень хочется. Выберешь в качестве жениха приличного с виду менеджера высшего звена, который работает целый день в офисе, а по выходным бегает марафоны, приведешь его к себе домой, а окажется, что он демон, который ругается матом и делает неприличные предложения соседским мужчинам, как герой пьесы Франк в исполнении гениального Одина Байрона.
Франк женат на Катарине уже много лет, но детей у них нет. У Франка умерла мать, похороны должны состояться на следующий день, поэтому урна с прахом стоит у супругов в спальне. К этой сладкой парочке, которая постоянно ругается, приходят в гости соседи Йенна и Томас, у которых как раз двое детей. Воспитание и уход за детьми занимают всё их свободное время, включая ночь, поэтому они ненавидят друг друга лютой ненавистью.
В первом действии становится понятно, что жена Франка Катарина планирует соблазнить Томаса (видимо, из вредности), а Франк интересуется Йенной (видимо, из жалости). Когда нас в антракте попросили выйти из зала, мы надеялись, что интерьер сцены кардинально изменится и там будет что-то вроде обстановки из фильма "Техасская резня бензопилой" или "От заката до рассвета". Однако после перерыва мы вернулись в ту же типовую скандинавскую квартиру, только на барной стойке появился набор ножей. Выглядело многообещающе, но людей ножами так никто и не резал. Нож один раз использовала Катарина, чтобы разрезать лимон.
Режиссер в принципе смягчил сюжет пьесы. Он, конечно, оставил, эпизод, в котором Франк высыпает на голову жены прах матери из урны, но полностью изменил финал. В спектакле Катарина просто что-то сжигает в коробочке. А вот по пьесе она, увидев, что Франк клеится к Йенне, берет молоток и гвозди, прибивает руки Франка к стене и признается ему в любви, а он высвобождается от гвоздей и обнимает Катарину окровавленными руками. В общем, типичный Scandinavian noir или, как пишут российские критики, "чернуха, порнуха и бытовуха".

В Гоголь-центре прошла премьера спектакля "Демоны" на тему, не очень типичную для данного театра: бытовые отношения в семье. Однако пьесу выбрали такую, что мало не покажется. Написал ее шведский драматург Ларс Нурен в стилистике театра абсурда и одновременно Theatre of Cruelty, то есть жестокости.

Придумали спектакль три латыша (режиссёр Элмар Сеньков, художник-постановщик Эдгар Клавиньш и композитор Екаб Ниманис), которые хорошо понимают скандинавскую тоску и умеют создать на сцене европейскую атмосферу с помощью черной мебели, черной одежды и заунывных техногенных звуков.
Уже после просмотра спектакля я прочитала в рецензии на пьесу "Демоны", что "абсурд Нурена детабуирует и окатывает брызгами крови, открывая зловещие, демонические дали и погружая в атмосферу разврата и ужаса, что может неприятно шокировать не избалованную «крюотическим театром» российскую аудиторию. Для восприятия таких произведений нужна, конечно, определенная подготовка, тогда они произведут должный эффект, и не столько эстетический, сколько психотерапевтический, выпустив на волю подавленные страхи и беспокойства подсознания".

Франк женат на Катарине уже много лет, но детей у них нет. У Франка умерла мать, похороны должны состояться на следующий день, поэтому урна с прахом стоит у супругов в спальне. К этой сладкой парочке, которая постоянно ругается, приходят в гости соседи Йенна и Томас, у которых как раз двое детей. Воспитание и уход за детьми занимают всё их свободное время, включая ночь, поэтому они ненавидят друг друга лютой ненавистью.
В первом действии становится понятно, что жена Франка Катарина планирует соблазнить Томаса (видимо, из вредности), а Франк интересуется Йенной (видимо, из жалости). Когда нас в антракте попросили выйти из зала, мы надеялись, что интерьер сцены кардинально изменится и там будет что-то вроде обстановки из фильма "Техасская резня бензопилой" или "От заката до рассвета". Однако после перерыва мы вернулись в ту же типовую скандинавскую квартиру, только на барной стойке появился набор ножей. Выглядело многообещающе, но людей ножами так никто и не резал. Нож один раз использовала Катарина, чтобы разрезать лимон.
Режиссер в принципе смягчил сюжет пьесы. Он, конечно, оставил, эпизод, в котором Франк высыпает на голову жены прах матери из урны, но полностью изменил финал. В спектакле Катарина просто что-то сжигает в коробочке. А вот по пьесе она, увидев, что Франк клеится к Йенне, берет молоток и гвозди, прибивает руки Франка к стене и признается ему в любви, а он высвобождается от гвоздей и обнимает Катарину окровавленными руками. В общем, типичный Scandinavian noir или, как пишут российские критики, "чернуха, порнуха и бытовуха".
Комментарии
Отправить комментарий