26 октября. Ярославская "Чайка" для нервных москвичей

На этой неделе в Москве начался фестиваль "Сезон Станиславского", и открыл его спектакль "Чайка. Эскиз" (chayka) легендарного ярославского театра им. Волкова. Легендарного - потому что это первый профессиональный театр в России, открывшийся в 1750 году, а также потому, что каждый его приезд в Москву становится сенсацией, на которую билетов не достать.


Так было и в этот раз: толпа у входа в театр была такая, что через неё с трудом пробилась даже моя очень детерминированная подруга. В зале был весь театральный истеблишмент от руководителя "Мастерской Фоменко" Каменьковича до народной артистки Максаковой. Она, кстати, сидела прямо за нами и шёпотом произносила все реплики Аркадиной за несколько секунд до того, как их говорила актриса со сцены. Сама Максакова, между прочим, играла Аркадину относительно недавно в возрасте 63 (!) лет. Поэтому особо оживилась на следующем диалоге:

Аркадина (Маше). Вот встанемте...Станем рядом. Вам двадцать два года, а мне почти вдвое. Евгений Сергеич, кто из нас моложавее?Дорн.Вы, конечно. 
Сам спектакль, как это всегда бывает у талантливых режиссёров, был совершенно непохож на другие интерпретации "Чаек", а я их видела немало. Началось все с выезда на сцену Нины Заречной на прекрасной белой лошадке, после чего под энергичную музыку появилась группа людей в чёрном и очень бодро разыграла пьесу, которую сам Чехов, как известно, считал комедией и удивлялся, почему зрители не смеются.


На ярославской версии в постановке Евгения Марчелли смеялись все, потому что узнавали в персонажах себя, родственников, друзей и коллег.

Для меня месседж режиссёра был таким: не особо умная и не особо образованная региональная девушка Нина хочет стать актрисой, а у самой нет никаких достоинств, кроме худобы и молодой кожи (кожа, кстати, скоро испортится, так как девушка курит и ведёт неправильный образ жизни). Вместо того, чтобы гулять со сверстником Костей, она вешается на шею Тригорину и доставляет неудобства Аркадиной. 

Аркадина при этом (в отличие от Нины) много работает, ездит в командировки по всей стране и в ближнее зарубежье ("Как меня в Харькове принимали!"), самостоятельно зарабатывает на жизнь, следит за собой, не курит, прекрасно выглядит для своего возраста и отдала много сил, чтобы Тригорин был при ней. Он, конечно, мужчина бесхарактерный и несамостоятельный, но хотя бы неженатый и интеллигентный. Сильных и уверенных в себе сейчас все равно не найдёшь. С какой стати она должна уступать его этой региональной девице?


Её сын Костя Треплев тоже выглядит нервным придурком и вместо того, чтобы жениться на дочери управляющего Маше, которая сделала бы из него человека и модного писателя, теряет время, бегая на Ниной. Также к ней постоянно пристаёт педофил Сорин (брат Аркадиной), которого, видимо, привлекает андрогинная внешность девушки. Жена управляющего Полина Андреевна кидается на шею Дорну, который в три раза меньше её, просит доктора забрать её к себе (это при живом-то муже!), но безуспешно.



В общем, все герои Чехова, как и мы, это нервные одинокие люди, которым для счастья, почему-то, нужен именно тот или та, которые любят кого-то другого. Наверное, поэтому москвичам так понравился этот спектакль. А в Ярославле никакого ажиотажа нет: на сайте театра полно билетов по 500 рублей, но их никто не покупает.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальная чайка

Киностудия Диденко

Бал Сатаны