15 ноября. Тяжёлый рок
Вероятность лажи при постановке драматургического произведения, как и в случае с изобразительным искусством, стремится к нулю при росте возраста артефакта. Картины или скульптуры, созданные в 2016 году, могут оказаться полной фигнёй и ничего не стоить через несколько лет. Икона XVI века скорее всего будет мечтой коллекционера вне зависимости от качества живописи, а черепок от древнегреческой амфоры находится в Эрмитаже просто потому, что ему три тысячи лет.
То же самое и с драматургией. С большинства современных пьес хочется уйти, не дожидаясь антракта. Произведения, которым исполнилось лет сто или двести, уже прошли проверку временем. Как бы современные режиссёры ни пытались что-то сделать с Чеховым или Мольером, классики хорошо держат удар, и в большинстве случаев получается более или менее прилично. Ну а античные трагедии, вообще, как цирконий - не растворяются в кислоте и щелочи, не подвержены коррозии и плавятся только при сверхвысоких температурах. Испортить их практически невозможно, но можно сделать постановку, которая (как рама или музейная витрина) покажет экспонат в наиболее выгодном ракурсе.
Премьера "Царя Эдипа" Туминаса в театре Вахтангова стала хорошей рамой для трагедии Софокла. Впечатляет уже то, что изначально Туминас поставил её в Греции на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра, а это заявка на вечность. В Москве, конечно же, очень не хватало свежего ветра с Эгейского моря, но зато к нам приехал аутентичный греческий хор, который изображал жителей Фив на языке оригинала.
Слава Богу, что Туминас не стал портить классику зайчиками и Ольгой с аккордеоном (как в "Евгении Онегине") и поставил "Эдипа" по строгим канонам древнегреческой трагедии, разработанным Софоклом ещё в V веке до нашей эры:
Действие постоянно нарастает, приближаясь к катастрофе, за которой следует развязка. Структура трагедии жестко зафиксирована: она начинается с пролога, за ним следует выход хора с песней (парод), затем — эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стасимами), последняя часть — заключительный стасим и уход актёров и хора — эксод. Хоровые песни делят трагедию на части, которые в современной драме называются актами. Хор в течение всего представления не покидает своего места, так как содействует в выяснении смысла трагедии и раскрывает душевные переживания её героев. Кстати, присутствие хора, а также отсутствие декораций в греческом театре лишало возможности переносить действие с одного места на другое. Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени. О ряде необходимых в драме событий, изображение которых нарушило бы единства, можно было лишь сообщать зрителю. О происходившем вне сцены рассказывали так называемые «вестники» (например, слепой Тиресий).
Также Софокл впервые для замедления стремительности действия вводит в своих пьесах перипетию (в античной мифологии - "внезапное исчезновение удачи в делах, возникающее как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя и в дальнейшем приводящее к божественному возмездию"). В спектакле такой перипетией становится пастух, который является, чтобы открыть Эдипу его происхождение и тем самым рассеять его страх, но достигает своим разоблачением противоположного эффекта, подтвердив, что именно Эдип является сыном Лая и Иокасты, которого они в детстве пытались убить.
Туминас также постарался минимизировать декорации в соответствии с античной традицией, и на сцене (помимо венских стульев и пары ржавых бочек) была только сварная труба большого диаметра, которая каталась туда-сюда по сцене и символизировала неотвратимость рока. Рока, который заключается в том, что те меры, которые Эдип принимает для избегания предсказанной ему судьбы, в действительности приводят лишь к осуществлению этого предсказания.
Круто!! Хоровые песни делят трагедию на части, которые в современной драме называются актами. Хор в течение всего представления не покидает своего места, так как содействует в выяснении смысла трагедии и раскрывает душевные переживания её героев. Кстати, присутствие хора, а также отсутствие декораций в греческом театре лишало возможности переносить действие с одного места на другое. Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени.
ОтветитьУдалить