22 ноября. Чапаев в бурке, а Петька в дурке
В театре "Практика" прошла премьера спектакля "Чапаев и Пустота" по книге Пелевина. Поставил её экстравагантный режиссёр Максим Диденко, про которого я недавно писала в связи с "Идиотом" в Театре Наций (idiot) и "Пастернаком" в Гоголь-центре (pasternak).
У меня с этим романом Пелевина связаны ностальгические воспоминания: двадцать лет назад я прочитала его, когда приехала отдыхать в Юрмалу. Это было моё первое знакомство с творчеством Пелевина, и с тех пор я не пропускаю ни одной его новой книги. Поэтому на премьеру я шла изначально с высоко поднятой планкой и с критическим настроем.
Как ни странно, спектакль не вызвал у меня отторжения, которое вызвали другие спектакли Диденко. Возможно, Пелевина только так и можно ставить: в виде наркотического бреда режиссёра под воздействием сильнодействующих препаратов, который он сам в интервью назвал "психотерапевтическим тотальным метаспектаклем, обращенным ко всем жителям Земли".
Спектакль состоит из трёх отделений. Первое называется «Сад расходящихся Петек» и представляет собой концерт несуществующей рок-группы. Участники группы одеты в костюмы стилистики ранних перформансов Мамышева-Монро, Тимура Новикова и Андрея Бартенева, но только сделанные не из бумаги и картона, а из современных высокотехнологичных материалов.
В качестве текстов песен рок-группа использовала несколько прозаических фрагментов из книги и стихи Петра Пустоты, в частности те, которые он прочитал в литературном кабаре "Музыкальная табакерка", куда пришёл с матросами после убийства своего старинного приятеля фон Эрнена:
"Товарищи бойцы! Наша скорбь безмерна.
Злодейски убит товарищ Фанерный.
И вот уже нет у нас в ЧК
Старейшего большевика".
Второе отделение называется «Черный бублик» и представляет собой разговор трёх бандитов (Володина, Коляна и Шурика), которые наелись шаманских грибов и оказались в Валгалле. При этом бандиты одеты в какие-то белые этнические одежды, ходят по пенькам, а потом разбирают костер, сложенный из светящихся брусков, и бегают по сцене с этими брусками, как с мечами джедаев.
Заканчивается второе отделение многократным повторением буддийской мантры:
Сила ночи, сила дня
Одинаковафигня
Мне эта часть понравилась больше всего, потому что я у Пелевина люблю тексты, особенно на актуальные социально-экономические темы.
Ой, да не вечер, да не вечер.
Мне малым мало спалось.
Мне малым мало спалось,
Ой да во сне привиделось…
Сначала купальщики делали вид, что они плавают, валяясь по полу сцены, а потом прыгнули в загончик, наполненный какими-то пластиковыми шариками, изображавшими воду. Самое интересное, что после прыжка они не вынырнули и погрузились в "воду" с головой. Знакомая, с которой я была на спектакле, очень волновалась, как они там дышат. Я ей объяснила, что волноваться не надо, так как с нами рядом сидит Дмитрий Брусникин, и ему смертельные случаи на производстве не нужны.
Закончился спектакль тем, что один из участников рок-группы из первого отделения пригласил нас пройти в фойе, мы вышли, построились вдоль экранов, и на них нам показали всех актеров спектакля. Мы похлопали изображениям на экране. Живые артисты на поклоны не вышли.
В общем, как было написано на стене сумасшедшего дома, где лечился Пётр Пустота: "Чапаев в бурке, а Петька в дурке". А мы в постдраматическом театре.
Комментарии
Отправить комментарий