17 ноября. Опера эстетическая и ...


Настоящие эстеты любят английскую оперу. Во-первых, понятно, что поют (итальянский, французский и немецкий у нас всё-таки знают меньше, чем английский). Во-вторых, в ней легче прослыть знатоком, так как достаточно запомнить всего два имени: Генри Пёрселл (с которого всё началось в 17 веке) и Бенджамин Бриттен, чьё творчество "ознаменовало возрождение оперы в Англии и новый (после трёхвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену". В-третьих, в Москве оперы англичан идут мало и редко, поэтому есть шанс, что в зале будут не женщины с пакетами из "Пятёрочки", получившие билеты в собесе, а интеллигентные знакомые и, возможно, даже иностранцы! 


Таким праздником для души и взора стал для меня поход на "DIDO" в Новой Опере, получившую в прошлом году "Золотую Маску" (dido). Спектакль состоит из двух частей: "оперы по мотивам оперы" современного британского композитора Майкла Наймана "DIDO. Пролог" (которую он сочинил специально для Новой Оперы) и собственно самого произведения Пёрселла "Дидона и Эней".


Он написал эту короткую оперу (она идёт около 45 минут) в 1689 году для школы-пансиона, где учились только девочки. Либретто для неё сочинил признанный тогда английский поэт Нейум Тейт по мифу о страстной любви и смерти. Источником для либретто послужила четвёртая книга «Энеиды» Вергилия, которую девочки изучали в это время в школе. Интересно, что при жизни автора опера была поставлена всего один раз по случаю выпуска учениц из пансиона. 

В прологе как раз и рассказывается история того, как композитор приехал в пансион, провел кастинг девиц, выбрал ту, которая, благодаря мелодичному голосу, будет исполнять партию Дидоны (царицы Карфагена, влюблённую в троянского героя Энея) и тех, кто, благодаря голосам не столь мелодичным, будет играть трёх ведьм (которые расстраивают свадьбу влюблённых и даже доводят царицу до смерти).



Надо сказать, что уже в первой части пансионерки и их наставницы ходят в инопланетных костюмах с яйцевидными головами, напоминающими Плавалагуну из "Пятого элемента" на фоне футуристических декораций в стиле Татлин-Родченко. Во второй части костюмы стали ещё более геометрическими и сюрреалистическими, а ведьмы, вообще, выступали в комбинезонах из фольги.



Сорок пять минут пролетели как один миг, и стало очень жалко, что кроме Новой Оперы в Москве больше нет никакой возможности послушать произведения Пёрселла. Была ещё "Королева индейцев" Теодора Курентзиса в Перми, но её уже нет в репертуаре. Так что, чтобы насладиться элегантными англичанами, остается только идти на "Блудного сына" Бриттена в Камерный театр имени Покровского, или ждать, когда Новая опера вернёт в репертуар его же "Поворот винта".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальная чайка

Киностудия Диденко

Бал Сатаны